Девятнадцатый век в России, прежде всего, связан с самыми крупными за историю социальными и политическими изменениями. И самая большая роль была отведена непосредственно войне, которая началась в 1812 году. Кроме того, толчком к развитию культуры страны послужило и такое событие, как отмена крепостного права. В поэзии, литературе, живописи и музыке стала обостряться тема социального неравенства.
В последней трети восемнадцатого века начинает развертываться творческая деятельность отдельной плеяды самых талантливых русских профессиональных композиторов, которые были связаны исключительно общностью своих некоторых стремлений и истоков нового музыкального творчества. Большое количество сходного представляет и судьба этих русских композиторов, а также конкретные условия музыкального их развития. Можно выделить таких русских великих композиторов, как Фомин, Бортнянский, Матинский, и Хандошкин.
К самой середине восемнадцатого столетия начало происходить интенсивное развитие концертной публичной жизни. Стали постепенно появляться специальные гастролеры-концертанты, в числе которых всегда можно было встретить и достаточно известные миру имена, причем европейские. Наряду с иностранными представителями такого направления, стали выдвигаться также и свои, настоящие русские концертанты. Замечательный русский талантливый скрипач по имени Иван Хандошкин имел особый успех, и смог оставить после себя уважительную и видную репутацию.
Роговые оркестры, которые появились в восемнадцатом веке, стали считаться настоящим продуктом музыкального русского быта. Практически сразу роговые оркестры стали считаться в высшей степени интереснейшим видом инструментального ансамбля того времени. Кроме того, вся прелесть заключалась в том, что нигде, кроме России, такого вида искусства не было.
Посредством народного творчества, непосредственно через театр, русская музыка постепенно стала проникать в повседневный быт не только русской столицы, но и в другие города страны. Она также сопутствовала и самым разным изменениям в общественной и личной жизни. Что же касается роли главного проводника абсолютно новых европейских реформ музицирования, то ее выполнял исключительно императорский двор, который и диктовал обычаи и моду по всеми русскому округу.
Неподдельный вкус и интерес к народной песне, несмотря на постоянное увлечение конкретными западными манерами и обычаями, сохранялся в восемнадцатом веке практически на всех ступенях общества русского. Здесь была задействована также и вся того времени аристократическая верхушка. Как правило, самым обычным развлечением при дворе было сложение песен, исполнение которых сопровождалось плясками и хороводами. Принимали активное участие одетые в красивые и роскошные наряды придворные дамы и их кавалеры. Больше всего интереса к такого рода развлечением проявляла сама императрица Анна, а затем и Елизавета Петровна.
Первые упоминания об опере приходятся на 1733 год, когда при дворе императрицы Анны была организована специальная итальянская театральная группа. Только ее представления немного отличались от ранее известных и признанных. Интернациональные представления в то время носили комедийных характер, и в них в качестве обязательного элемента присутствовала музыка. А уже через несколько лет удалось добиться глобального переезда композитора Франческо Арайа в Санкт-Петербург по контракту вместе с прочими оперными талантливыми певцами. Таким образом, в 1736 году 29 января на сцене большого Эрмитажного театра состоялась первая полноценная опера великого Арайя под названием «Сила любви и ненависти».
В 1702 году в России состоялось первое открытие общедоступного театра. Представления театра могли проходить только в специально сооруженном здании, в Москве на Красной площади. Театр назывался в то время «Комедийной храминой». Что же касается самих постановок, то они проводились исключительно на иностранном языке, и потому не всегда были понятны для большой аудитории людей. Именно это и послужило закрытию театра через несколько лет.
Восемнадцатый век является тем временем, за который действительно в культурной истории Росси произошел решающий перелом. Именно тогда начали создаваться практически все предпосылки к тому, чтобы интенсивно росла и развивалась естественная наука, литература, искусство, философия. Именно в это столетие Россия смогла впервые выйти на дорогу общеевропейского культурного развития. Настоящая русская культура восемнадцатого века неразрывно связана с такими великими именами, как Радищев, Ломоносов, Крылов.
Значительным и наиболее важным явлением культурной жизни России в первой половине девятнадцатого века можно считать театр. Театральное искусство в то время имело бешеную популярность. Его востребованность росла с каждым днем. Крепостной театр сменился на вольное представление, которое носило не только государственный, но и частный характер. Стоит отметить, что государственный театр изначально стал появляться только в столичных городах страны, и его появление можно отнести к восемнадцатому веку. В Санкт-Петербурге в начале девятнадцатого века государственных театров можно было насчитать несколько штук.