Все мы привыкли к тому факту, что при гостиницах всегда есть рестораны. Их отсутствие – серьезный повод для раздумий: стоит ли в такой гостинице останавливаться? В 18 и 19 веках люди рассуждали точно также, и поэтому сейчас гостиничные рестораны уже это такое привычное дело, как вызов такси. Но были случаи, что именно ресторанная индустрия являлась поводом для развития гостиничного бизнеса.
Повелось так, что истории ресторанов и гостиниц часто переплетались. Все пошло с постоялых дворов и придорожных трактиров, где за отдельную плату жильцы могли получить помимо ночлега довольно неплохую трапезу. С течением времени хозяйские кухни при таких заведениях стали превращаться в самостоятельные трактиры, и уже воспринимались не только как необходимое заведение, но и как место, где желающие могли приятно отдохнуть и отведать что-нибудь действительно питательного и вкусного.
Но были случаи как, например рестораны в Санкт-Петербурге открывались ранее, чем появлялась гостиница. По мере снижения заселения гостиниц, роль службы питания как источника дополнительного дохода стала увеличиваться и в скором времени практически перестала уступать роли номерного фонда. Отсюда стал повышаться интерес к этой деятельности – рестораны отелей с течением времени становились все более респектабельными, и уже начиная с 20 века стали появляться специализированные рестораны с национальными блюдами, бары, кофейни и т. п.
Некоторые рестораны настолько были популярны, что собирали в своих стенах великих писателей, врачей, адвокатов, и цвет творческой интеллигенции. Были периоды, когда посетители ресторана предпочитали проводить в нем большую часть времени.