(812) 719-93-29
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34а
Контактная информация

Ораторское мастерство

Любой урок – это акт публичного выступления, будь то лекция, тренинг или урок рисования в школе. Не все педагоги помнят об этом, и это часто приводит к тому, что теряется связь между учителем и учениками, причем последствия потери этой связи могут быть очень разными. Если в институтской и университетской среде студенты, скорее всего, будут пропускать лекции такого педагога или спать на них, то в школьной среде последствия невладения основами ораторского мастерства, искусства управлять групповой динамикой, могут быть очень неприятны для учителя. Постоянные шалости и диструктивное поведение детей может сильно утомлять и даже приводить к психологическим срывам.


Чтобы избежать этого, нужно понимать, как устроен процесс обучения, особенно та его часть, которая предполагает навык владения основами ораторского мастерства. Для этого нам нужно будет рассмотреть основные составляющие публичного выступления, понять его природу.


Итак, начать следует с того, что любое публичное вступление – это акт общения между выступающим и слушателем. Сам процесс общения в группе и «один на один» принципиальных различий не имеет. Основа и природа одна и та же. Однако нужно помнить, что выступающий по отношению к слушателям всегда находится в позиции силы, в активной позиции, и как будет развиваться групповая динамика зависит исключительно от самого педагога. Ораторское мастерство заключается в том, чтобы уметь налаживать процесс общения с аудиторией (классом). По большому счету, выступление пред группой не должно отличаться «по тону» от простого разговора с друзьями, естественно с поправкой на технические особенности класса (имеется в виду техническая четкость произнесения и посыл речи).


Любое общение предполагает постоянный контакт с аудиторией и получение обратной связи. Проще говоря, педагог, который «не обращает внимания» на своих учеников, а просто «дает урок», имеет больше шансов получить в ответ диструктивное поведение, чем тот, кто общается с аудиторией, контролирует, понимает ли его класс или нет, следит за тем, чтобы (как это ни кощунственно звучит), классу не было скучно. Когда мы говорим, что классу, ученикам не должно быть скучно, это не значит, что их нужно развлекать. Отнюдь нет. Им нужно дать возможность заинтересоваться тем материалом, который учитель в данный момент транслирует. А для того, чтобы заинтересовать, нужно быть самому заинтересованным.
Ораторское мастерство предполагает также и владение невербальной стороной вопроса.


Неуверенное поведение, втянутая голова, поднятые плечи и неуверенные жесты дают сигнал аудитории, что педагог не соответствует той сильной позиции, которую он должен занимать, как мы уже писали выше. Срабатывают элементарные древние инстинкты: в дикой природе противопоставление отдельной особи всей стае может быть только в двух случаях: когда особь «изгнана» или когда она исполняет роль лидера. Чтобы не попасть в первую категорию, оратору следует занять вторую, в том числе и с помощью навыков управления невербальными сигналами.Такие навыки можно получить на соответствующих курсах, например тут про курсы ораторского искусства можно прочесть подробнее.
Однако (возвращаясь к теме статьи), все же следует поговорить  о том, как подавлять очаги диструктивного поведения, если они все-таки появляются в классе. Ведь, даже если педагог умеет «вести за собой» аудиторию, умеет увлекать преподаваемым предметом учеников и знает, как увлечься самому, если он умеет создавать верную атмосферу на уроке, структурировать его, если он свободен и выполняет роль лидера, а не аутсайдера, то, к сожалению, это не защищает его от возможного диструктивного поведения некоторых учеников, которые (в силу возрастных или иных причин) намеренно «срывают» урок или лекцию. В данном случае ораторское искуссство заключается и в том, чтобы уметь маргинализировать таких личностей в глазах аудитории, противопоставить их поведение поведению аудитории. Как ни странно, добиться этого можно только одним способом: завоевать доверие большинства.


Подводя итог статье, можно сказать, что самое главное, что должен уметь делать учитель – это увлекаться тем, что он преподает. Ораторское мастерство, в общем-то, в этом и заключается. Если вспомнить лучших лекторов, можно с уверенностью сказать, что те из них, кто имели неподдельный и живой интерес к предмету, который они преподавали и были лучшими ораторами, педагогами и учителями.